Время iTunes уже прошло

Запуск iTunes состоялся еще до появления iPad, iPhone и iPod. Стив Баллмер еще даже не планировал Microsoft Zune. Это было 9 января 2001, и вся музыкальная индустрия была под осадой Napster.

Хотя, iTunes начался даже не тогда. Его история ведет отсчет с SoundJam MP, цифрового музыкального плеера, вышедшего в 1998. Apple купила продукт, и два года спустя вышел iTunes.

Soundjam

Когда он впервые вышел, в нем не было магазина. Вы даже не могли записать CD. А сейчас вы можете купить музыку, фильмы, книги, приложения и кучу всего еще. И все в iTunes. Звучит неплохо, но в результате — отсутствие фокуса на чем-то одном, и запутанность для пользователя.

Изначально на иконке iTunes был CD с музыкальными нотами. Когда компакт-диск вышел из употребления, Apple отказалась от него в пользу круга, оставив ноты. Это был странный ход, поскольку приложение уже охватывало не только музыку. Компания оставила и прежнее название — iTunes.

itunes_logo

Слова имеют значение. Если отбросить в сторону префикс «i», которым отмечена вся продуктовая линейка Apple, то одно слово «tunes» («мелодии») не имеет смысла. Как обычные звонки перестали быть основной функцией iPhone, так и название iTunes вводит в заблуждение.

Мало того, что iTunes запутанный, есть и еще одна проблема, более значительная. По iTunes совершенно невозможно перемещаться. Организация контента неинтуитивна. Я пытался посмотреть «Planet of the Apps» и не смог. И это не плевок в сторону качества шоу: просто было сложно его найти.

planet-of-the-apps

«Planet of the Apps» — это ТВ-шоу, которое выходит на Apple Music. Apple Music — потоковый сервис, разработанный, чтобы стать конкурентом Spotify. Если вы будете искать «Planet of the Apps» в секции «ТВ», то сможете посмотреть только превью пилотной серии. Чтобы посмотреть весь сезон, надо искать в разделе «Музыка». Где логика?

Jackie-Chan

Вы не можете просто налепить магазин на медиатеку и ожидать, что он будет работать. А идея поместить поверх этого хаоса сервис потоковой музыки сделала все еще хуже. И это не первый раз, когда Apple так делает. Помните iTunes Ping?

В этом и кроется настоящая проблема. В ИТ-отрасли это называется «технический долг».  Разработчики «срезают углы» и оставляют незавершенные участки, чтобы успеть к очередному релизу.  Эти недоработки накапливаются. Хорошие команды выделяют время, чтобы «оплатить» этот долг. А другие этого не делают. Когда технический долг выходит за допустимые пределы и начинает мешать пользователю, появляется проблема.

iTunes достиг точки невозврата уже давно. Apple ничего с этим не сделала, и удобство пользователей катится по наклонной, как никогда раньше. Компании нужен свежий старт. Ей нужна работающая модель, которая решит проблемы, которые сейчас есть у iTunes. И это не те проблемы, с которыми справился SoundJam MP, когда Apple его купила.

Также есть серьезные основания разделить iTunes на несколько приложений, например, по типу контента — это значительно облегчит использование. Стриминговые подкасты и прокат фильма — это все же «две большие разницы», и они заслуживают отдельных приложений.

На данный момент сложно представить, что Apple будет что-то делать с iTunes. Все зашло слишком далеко. Дороги назад нет. Если делить iTunes на несколько приложений, то придется их все поддерживать. Это может стоить дешевле, чем поддержка iTunes в его текущем состоянии, однако все равно представляет собой серьезный вызов.

Бездействие Apple предполагает, что им невыгодно как-то улучшать iTunes. Это удивительно, потому что конкуренция продолжает расти. В одной только категории фильмов доля Apple съехала к 20%-35%, хотя в 2012 году она была свыше 50%. Теперь компания инвестирует миллиард долларов в ТВ и кино, чтобы решить эту проблему.

itunes-y-u-no-work-right-thumb

В отличие от Amazon и Netflix, у Apple есть преимущество — собственная операционная система. Именно с неё начинают пользователи конкурентов, когда выходят в сеть или включают ТВ. Apple могла бы использовать это преимущество, чтобы подавать контент в удобном виде.

Apple, Amazon и Netflix — это новая большая ТВ-тройка ABC, NBC и CBS. У Netflix бюджет 7 миллиардов долларов; у Amazon — 4,5 миллиарда. HBO застряли на отметке в 2 миллиарда, но они всегда делали и будут делать что-то свое. У Apple огромный капитал — так почему бы не броситься на амбразуры с суммой в 261,5 миллиардов долларов? Почему бы не начать с современного ПО для предоставления контента?

Apple больше сосредоточена на iOS и Apple TV, хотя iTunes по-прежнему является значительной частью её экосистемы. Пока в нем есть популярные сериалы и фильмы, компания может делать его удобней для пользователя на каждой платформе. Им стоит убить iTunes и создать новое приложение, разработанное не в эпоху Napster.■