28 апреля 2003 года открылся iTunes Music Store

Давайте поговорим о музыкальной индустрии. Она появилась одновременно с самой музыкой, и с незапамятных времен музыкантов сопровождали те, кто на них зарабатывал. С появлением звукозаписывающей аппаратуры делать деньги на музыке стало ещё проще. Достаточно было сыграть всего один раз, а потом продать тысячу пластинок. Именно с пластинок и начинается наша история.

Механическая звукозапись известна ещё с 1880-х годов, но серийные пластинки начали выпускать примерно в 20-х годах прошлого века. Из-за высокой скорости вращения, на каждую сторону влезало лишь по одной песне, а несовершенство тогдашнего оборудования быстро приводило пластинки в негодность. Шло время, скорости упали, плотность записи выросла, появились новые материалы, менее подверженные износу, и на пластинке стало помещаться уже  по 7-10 песен. Сначала это были сборники из песен разных лет, или даже разных исполнителей, но очень скоро каждая группа уже записывала сразу достаточно материала для одной полноценной пластинки. Именно тогда и появились музыкальные альбомы. Конечно, пластинки с одной песней с каждой стороны никуда не делись, они были востребованы в музыкальных автоматах, на радио, да и самые свежие хиты выходили именно в таком формате, но формат альбома, едва появившись, надежно закрепился как стандарт де-факто. Пластинки же с одной песней стали называться синглами.

Появившиеся в 60-х годах ленточные, а позднее кассетные магнитофоны ещё больш увеличили средний хронометраж музыкального альбома. Теперь то, что выходило на двух дисках спокойно влезало на одну небольшую кассету. Кассетные синглы, как ни странно, тоже выпускались, но популярностью не пользовались. Ещё бы — кассета стоила почти как обычная, а содержала всего одну песню с каждой стороны. К тому же в 60-х зародилось такое явление, как концептуальный альбом — когда все композиции одного альбома объединены одной общей идеей. Очевидно, что синглы песен такого альбома никто покупать не будет, за исключением редких коллекционеров.

В 80-х индустрия сделала следующий шаг — появились компакт-диски. И поначалу, когда технология была совсем свежей, а оборудование очень сложным и дорогим, стоимость производства каждого CD была слишком  высокой, чтобы записывать на них всего одну песню, поэтому CD-синглы почти не выпускались. Да и обленившиеся слушатели уже отвыкли менять пластинку после каждой песни.

Одновременно с этим кассетные магнитофоны достигли пика своего прогресса, и качество домашней записи удушилось настолько, что люди стали массово переписывать с радио на кассеты, CD на кассеты, пластинки на кассеты, кассеты на кассеты, делать сборники и обмениваться ими. Наступила новая эра — эра массового обмена музыкой.

Спустя десятилетие, эстафету приняли компьютеры, на жестких дисках которых можно было хранить сотни и тысячи песен, и делиться ими с помощью записывающего CD-привода. Повсеместное распространение интернета еще больше облегчило этот процесс. В 1999 году появился сайт Napster, с помощью которого можно было скачать почти какую угодно музыку. Причем не с самого сайта, а с компьютеров других пользователей, через пиринговую сеть p2p. Napster, и многое ему подобные содержал лишь ссылки. Чтобы получить музыку, пользователь должен был скачать специальную программу.

Музыкальная индустрия был в глубоком кризисе, продажи CD упали, рынок синглов практически исчез (кроме пластинок для диджеев, но это капля в море). Уголовное преследование основателей крупнейших файлообменников ничего не давало — новые сайты множились как грибы после дождя. И дело даже не в том, что скачать можно бесплатно. Дело в том, что скачать было удобнее. Да, нужно было установить программу и разобраться с ней. Да нужно искать что-то в интернете, и в те времена это было не так просто как сейчас. Но это все равно проще, чем идти в магазин и покупать CD.

И в какой-то момент стало ясно, что для того, чтобы преодолеть кризис, нужно сделать покупку музыки ещё проще, чем её скачивание через файлообменник. Очевидное, как сейчас кажется, решение Apple приняла не сразу — 28 апреля 2003 года открылся онлайн-магазин музыки iTunes Music Store.

Это был огромный онлайн-каталог музыки с пяти ведущих левлов музыкальной индустрии, и он постоянно пополнялся. Все было удобно разложено и каталогизировано. В считанные секунды можно было найти и скачать почти любую американскую песню. Всё это было  недорого ($0.99 за трек или $9,9 за альбом), и главное, легально. Это был первый в мире онлайн-магазин музыки. И он пришел на Mac  c очередным обновлением. Спустя полгода вышла версия iTunes и для Windows, и теперь уже 99% человек смогли им пользоваться. Спустя год в магазине появились и фильмы, и видеоклипы, а из названия исчезло слово Music. Будущее наступило. 

После этого появились и другие магазины, и даже очень крупные, но по состоянию на 2016 год iTunes Store остаётся крупнейшим магазином медиаконтента на планете. ■