Десять лет с iPhone

 

Устройство, которое совершило революцию на рынке мобильных телефонов, и во многом повлияло на культуру в целом, появилось благодаря ненависти. Размышляя над созданием iPhone, Стив Джобс находил людей, недовольных своими телефонами.

«У всех есть мобильник, но я не знаю ни одного человека, которому бы нравился его телефон», — сказал он как-то Джону Лассетеру, одному из основателей студии Pixar.

Чтобы создать телефон, который люди действительно полюбят, Джобс зацепился за важную инновацию: сенсорный экран. Дисплей был ключом к созданию гаджета-хамелеона, который мог быть телефоном в один момент времени, камерой — в другой, а в третий превратиться в игровую приставку.

 

Гений презентаций показал свой смартфон в январе 2007 на выступлении, которое стало самым блестящим образцом продаж. «Сегодня мы представляем три революционных продукта», — немного слукавил Джобс, так как iPhone включал их все: телефон, iPod и устройство для доступа в интернет. Стив Балмер, стоявший в то время во главе Microsoft, посмеялся. Клейтон Кристенсен (Clayton Christensen), гарвардский профессор, который перевернул мир своей теорией «подрывных инноваций», почесал голову. Но реакцию публики после релиза iPhone 29 июня можно назвать как угодно, только не скептической. Сейчас, 10 лет спустя, стало понятно, что критики ошибались. Потребители снова оказались правы.

Продажи начались очень оживленно, и быстро зашкалили, когда Apple сбросила стартовую цену на вторую модель, iPhone 3G, до $199 с контрактом.

Что более важно, через год Apple представила совершенно новый сервис, которому Джобс изначально противился: App Store. Он позволяла пользователям iPhone покупать и устанавливать приложения сторонних разработчиков прямо на свои смартфоны и тем самым поднял волну новой бизнес-модели.

Магией iPhone было то, что он смог уместить в карман мощность целого компьютера и сделать его использование простым и понятным

аналитик Bernstein Research Тони Сакконаи (Toni Sacconaghi).

С помощью iPhone мобильные сообщения превратились из удела нердов в культурный феномен с WhatsApp и Snapchat. Социальные сети Twitter и Facebook получили новый огромный рынок. Игры вроде Angry Birds гребли деньги, пока на сцену прорывался Uber.

В свои ранние годы iPhone захватил всю индустрию мобильных телефонов. К концу 2009 года, по данным исследовательской компании IDC, каждым седьмым проданным в мире телефоном был iPhone. Но пока Apple обгоняла BlackBerry и  Nokia, Google начал продвижение собственных смартфонов, на создание которых вдохновлено iPhone, и представил новую мобильную операционную систему — Android.

Ставка сыграла. 

В отличие от Apple, Google обратилась ко многим операторам мобильной связи, обещая больше влияния и денег. Также она работала с различными производителями оборудования, включая Samsung, что привело к улучшению телефонов на Android и широкому выбору их дизайна.

К 2010 было продано больше устройств на Android, чем на iOS. Apple не сразу распознала востребованность телефонов с большим экраном, что подстегнуло дальнейший успех Android. К прошлому году ПО от Google стояло на 5 из 6 смартфонов.

У Apple были и другие трудности, например, «Antennagate» («антенный провал») в 2010 году, когда компания не признавала наличие проблемы с приемом сигнала у iPhone, и игнорировала жалобы пользователей. Но несмотря на успех Android, продажи iPhone продолжали идти вверх. В 2010 году Apple продала почти в 2 раза больше айфонов по сравнению с предыдущим годом, ещё раз удвоила продажи в 2011 году, а потом прирост составлял в среднем 25% ежегодно и в 2015 году достиг пика в 232 миллиона.


И все же с недавнего времени рост продаж iPhone застопорился. В 2016 компания продала «всего» 215 миллионов смартфонов — это стало её первым снижением продаж. На это также повлияло решение компании оказаться от погони за китайским покупателем.
Сейчас активно муссируются слухи о новом юбилейном iPhone Edition, у которого будет яркий экран «от края до края», стеклянный корпус и беспроводная зарядка. Возможно, этого будет достаточно, чтобы вернуть любимое детище Стива Джобса обратно на вершину.■