26 Марта 2005 года Apple отчиталась о 70% росте прибыли после выпуска iPod mini

В середине 90-х годов прошлого века компания Apple переживала не лучшие времена. Судебная тяжба с Microsoft, проблемы с собственной операционной системой, коммерческий провал Newton Messagepad — цепочка стратегических ошибок привела когда-то инновационную компанию в ряды аутсайдеров рынка, со стремительно падающей рентабельностью.

Стив Джобс, вернувшийся после 12-летнего перерыва в кресло CEO, сразу же предпринял меры, но реального успеха добился далеко не сразу. И не последнюю роль в этом сыграл iPod.

Открыть новую, еще не занятую нишу — это панацея для увядающей компании, и Стив Джобс её нашёл. В то время казалось, что идея музыкального плеера себя изжила — емкость компакт-диска ограничена 74 минутами, а разработанный Sony формат MiniDisc был технологически сложным, и имел дорогостоящую лицензию, что делало MiniDisc-плееры нишевыми устройствами, доступными только избранным. Флеш-плееры тех времен тоже были дорогими, а также медленными и ненадежными. Идея Джобса была той же, что и всегда: создать доступное устройство, которое будет делать то, что уже умеет сотня устройств конкурентов, но будет делать это лучше всех. А если конкретно, то это должен был быть носимый проигрыватель музыки, который помещался бы в кармане, мог бы хранить 1000 песен, и играть их 12 часов подряд. На рынке не было еще такого плеера, который обладал хотя бы двумя из этих качеств. В те времена просто не был достигнут достаточный уровень технологий, при котором можно это реализовать. Но время шло, и наука не стояла на месте.

Карен Блюменталь в своей книге «Человек, который думал иначе» рассказывает: «Во время поездки в Японию, Джек Рубинштейн старший вице-президент Apple по комплектующим, узнал, что компания Toshiba, разработала небольшой жесткий диск, диаметром не более двух дюймов и емкостью в пять гигабайт. Такого объема хватало для хранения около тысячи музыкальных файлов. Японские инженеры не знали, для каких целей можно применить новый носитель, но когда Рубинштейн узнал об существовании диска, он тут же понял, что с ним делать. „Вернувшись на работу, я первым делом сказал Стиву: — Я знаю, как сделать хороший плеер. Теперь у меня есть все составляющие“». Дале все произошло очень быстро — Apple выпустила iPod. По нынешним меркам это был тяжелый кирпич. Он работал только под Mac Os, и только по Firewire. Но все равно это было коммерчески успешное устройство, и вскоре выпустили уже вторую версию — с поддержкой Windows и USB. После этого началось победное шествие iPod по планете — продажи росли, а за ними и выручка компании. Вторая мини-революция свершилась в 2004 году — разработанный Hitachi однодюймовый жесткий диск Microdrive стал основой iPod mini, который стал меньше и легче первых айподов, тут же переименованных в iPod Classic. Сравнительно невысокая цена ($249 против $399 у первого iPod), пять разных цветов и по-прежнему большая емкость — все это сделало iPod mini по-настоящему массовым продуктом, что, конечно, не могло не отразиться на финансовых показателях — 26 Марта 2005 года Apple отчиталась о рекордной прибыли, на 70% превышающей тот же период прошлого года.

Впоследствии были и другие успешные продукты, но именно этот скачок позволил компании заново обрести самостоятельность, и не исключено, что приблизил выпуск первого iPhone. ■